Кто он - Александр Мень?

Богдан С. Петров Богдан С. Петров Мастер Опубликовано на личной странице 12.05.2010      2     1098     Распечатать

 

Мень Александр Владимирович – священник Русской православной церкви, богослов, проповедник, автор книг по богословию, истории христианства и других религий. Родился 22 января 1935 г. в Москве, служил в подмосковных приходах, зверски убит неустановленными лицами по пути на службу ранним утром 9 сентября 1990 г.

Во время своих выступлений в церкви он не раз получал записки с угрозами. Кто угрожал и почему? Неизвестно. Несмотря на личные распоряжения президентов СССР и России, убийство до сих пор не раскрыто.

Когда священник с разбитой головой вернулся домой и, обессиленный, повис на калитке своего дома, жена его не узнала. Почему?

Подозреваемого задержали, он сознался в убийстве и представил топор – орудие преступления. Но экспертиза этого не подтвердила. Почему?

Установлено, участников убийства было двое. Один подал А. Меню записку, во время чтения которой священником другой подошёл сзади и ударил по голове (топором или сапёрной лопаткой). Кто были эти двое? Если орудием убийства послужил топор, след ведёт к церкви, если сапёрная лопатка – к спецназу КГБ.

Накануне убийства у А. Меня был конфликт с братом жены. Проверка окончилась безрезультатно.

В этом деле больше вопросов, чем ответов. Кто был убит на самом деле? И какова роль жены, которая не узнала убитого? Ответов нет до сих пор.

Александр Мень родился в семье еврейского происхождения. Отец Владимир Григорьевич Мень в детстве учился в еврейской религиозной школе, работал инженером и был атеистом. Мать Елена Семёновна Мень (Цуперфейн) с юности тянулась к православию, изучала православное вероучение (закон Божий) в гимназии, была тайно крещена вместе с 6-месячным сыном священником Катакомбной церкви (часть Русской православной церкви, перешедшая в 1920 г. на нелегальное положение).

А. Мень в 1958 г. был исключён из Иркутского сельскохозяйственного института за религиозные убеждения, через месяц был рукоположен в дьяконы. В 1960 г., после окончания Ленинградской духовной семинарии, стал священником. В 1965 г. заочно окончил Московскую духовную академию.

Главный труд А. Меня – книга о жизни Иисуса Христа «Сын человеческий», изданная сначала в Брюсселе в 1969 г., а затем в Москве в 1991 г. До середины 1980-х годов его книги издавались за рубежом под различными псевдонимами. С середины 1980-х он активно печатался в российских СМИ. Был одним из основателей в 1990 г. Российского библейского общества, Общедоступного православного университета, журнала «Мир Библии». Участвовал в создании группы милосердия при Российской детской клинической больнице, названной сейчас его именем. В России был одним из самых популярных православных проповедников. Его книги переведены на английский, французский, польский, литовский и украинский языки.

Убийство А. Меня потрясло многих людей не только в России, но и за её пределами. Это был случай исключительный, из ряда вон выходящий: ведь до этого у нас с 1930-х годов священников ни разу не убивали. Но А. Мень был не только священником, он становился духовным лидером России. И те, кто организовал это убийство, хорошо сознавали это. И он был уникальным, талантливейшим проповедником, доброжелательным и чутким человеком.

Буквально все, кто с ним общался, рассказывали потом, что встреча с А. Менем была поворотным пунктом в их жизни. Для многих он стал реальным идеалом православного христианина.

Надо ещё вспомнить время, когда А. Мень стал человеком публичным. Это было время бурного богоискательства после многих лет официального атеизма. И для многих А. Мень стал религиозным лидером, живущим православной верой и любовью к людям, стал живой иконой самого Иисуса Христа. Александр Мень говорил с людьми на понятном им языке, говорил о добре и зле, о вере в добро, о смысле жизни. Он говорил, что потеря духовно-нравственных ориентиров, отход от идеалов ввергают человеческое общество в хаос и одичание. Он считал, что исцелить нашу тяжело больную страну можно только на пути возрождения духовности и нравственности.

Интересно, что главную опасность для России А. Мень видел не в атеизме, а в возрождении язычества, очень часто выступающего в «православной обёртке». Он выступал против излишней обрядовости, против нетерпимости к инакомыслию, консервации отечественной старины. И действительно, очень часто мы видим со стороны православных «новообращенцев», а таких – большинство, отношение к священникам не как к проповедникам Слова Божия, а как к каким-то «гуру», наставникам, каждое слово которых они воспринимают буквально, как руководство к действию. А это уже не возврат к Богу, не духовное возрождение, а духовное рабство, чреватое негативными последствиями. Именно такое отношение к религии приводило в своё время к еврейским погромам, а сейчас – приводит к нападениям на всех «не наших».

Проповедование А. Менем духовной свободы, отстаивание Христовой истины, борьба с теми, кто превращает православие из религии любви в идеологию ненависти, встретили ожесточённое сопротивление как со стороны консервативно настроенных православных священников, так и со стороны спецслужб. Клевета и постоянная слежка сопровождали А. Меня долгие годы. А когда в стране методы принуждения стали непопулярны и ослабли, а заставить священника замолчать не удалось, его просто убили, замаскировав убийство под грабёж и «бытовуху». Как говорил наш бывший вождь, прославляемый некоторыми и поныне, «нет человека – нет проблем».

Так священник Александр Мень стал реальным православным святым, мучеником во Христе. А учение его замалчивается до сих пор. Кто мне не верит, пусть поищет современное переиздание в России его трудов. Хорошо хоть то, что они доступны в Интернете.

Не разделяя некоторых воззрений А. Меня, я считаю, что такие личности, несущие людям свет и любовь, нужны и полезны обществу.

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz